воскресенье, 15 августа 2010 г.

Разговоры о каталогах (1)

Вот здесь начался разговор о каталогах. Начался он с того, что я посетовал - как много людей ищут примеры, вместо того, чтобы сесть и сделать. Были отзывы и обсуждения, понятно, что тема сейчас востребована. Мы с коллегами как-то считали внедренные процессы во всех проектах, и выходило, что два наиболее популярных - управление инцидентами (куда же без него) и каталог услуг как наиболее часто создаваемый артефакт (процесс актуализации к нему, чтобы там кто не говорил - обычно простейший).

Я, кстати, давно уже использую слово артефакт (приехало из родственных моделей) для обозначения совокупности баз управления, документов и объектов: план доступности, база конфигураций, модель ценообразования, методика управления рисками и т.д и т.п. Общо и просто.

Так вот, каталог услуг ИТ сейчас важнейший артефакт. Почему? Объясняю - технического уровня организации сервиса почти все наелись, внедрением самостоятельным или даже консультантским процессов управления заявками, запросами, инцидентами и прочим совершенно не удивишь - это уже становится настоящем коробкой. Такие уже сейчас клепают десятками, а через год-два-три каждый интегратор будет уметь делать это накопленным опытом и силами вчерашних студентов. Коробки с автоматизацией, правда, разные очень, но это не беда. А вот с тактическим уровнем организации сервиса (да той же поддержки) до сих пор беда: SLM в полноценном виде делают и, главное, хотят делать до сих пор не десятки, а единицы: результат интереснее, но и ответственность выше. Каталог же определенно хорош для старта, для создания базы, на которой можно легко достроить SLM, да и самим процессам поддержки каталог ИТ далеко лишним не будет.

Конкретизирует деятельность? Да. Отвечает на вопрос что мы делаем? Да. Позволяет привнести порядка в процесс заказа услуг ИТ? Да. Формулирует подходы к организации деятельности? Тоже возможно. В общем, благолепие и красота со всех сторон.

А вот что некрасиво - нередко консультанты продвигают заказчику в голову идеи о избранности, возвышенности и "серебряннопулейности" каталога услуг. Мол, если сделать (подмигивают: а дело это непростое, без внешней помощи не обойтись), тогда быстро наступит благорастворение воздусей и счастье всемирного единения заказчика (Бизнес) и подрядчика (ИТ). Да не наступит. И вообще, хватит сакральных таинственных знаний о неведомо чем - в большинстве случаев, говоря о каталоге услуг ИТ, мы банально ведем речь о классификаторе.
Давайте определимся для начала, бывает ли это не так.

Первый каталог услуг, который я увидел в своей жизни - принадлежал аутсорсинговой западной компании, материнские заказчики которой умеют строить в том числе и поезда.
Крупной компании - крупный каталог, страниц на пятьсот, с описаниями архитектуры услуг, схемами поддержки, с выдержками об условиях оказания, ценами на услуги, перечнем услуг, детально описанным уровнями сервиса и прочее, и прочее. Ого, подумал я тогда, в ITIL как-то все проще выглядело. Второй каталог, который я увидел, был тоненькой симпатичной книжицей страниц на десять, в которой был дан перечень услуг, ну и краткие описания. И все. ОГО, подумал я тогда, в ITIL как-то посложнее все выглядело. А третий каталог услуг мы уже сделали сами. И как вы догадались - это было нечто среднее между вариантами один и два.

Какие бывают каталоги?

1. Классификатор внешних услуг (вариант "меню блюд в ресторане"). Перечень услуг, которые продаются Заказчику с кратким описанием, может быть ссылками на соглашения.
Об этом варианте речь идет наиболее часто.
2. Классификатор внутренних и внешних услуг (вариант "рецептура блюд", но и меню тоже присутствует - либо в самом начале, либо в одном из приложений). Перечень внешних услуг, перечень внутренних услуг, архитектура, ответственные, схемы поддержки - тут уже наполненность выше, да и внутренних услуг обычно больше.
Примерно плюс-минус пятьдесят страниц об этом пишет ITILv3 - бизнес-каталог ("меню") дополнен технологическим каталогом ("составляющие блюд"), а там уже и до настоящей "рецептуры" недалеко.
3. Различные начинки к первым двух блюдам - в основном технологические (как построить? как сделать, чтобы не развалилось?), финансовые (как узнать стоимость? как продать?) ну и другие возможны.

И, в общем-то, на этом все. По сути дела - речь всегда идет о классификаторе той или иной степени дополненности околостоящим материалом. ВСЕ. Никаких сакральных знаний тут нет, и артефакт каталог услуг свое качество показывает банально на практике, все ли деятельности учли в каталоге? Построен ли он и автоматизирован настолько гибко, чтобы при изменении структуры услуг, его можно легко менять? Легко ли использовать для расчёта модели стоимости? И т.д. и т.п.

Я уже писал в комментариях к предыдущей заметке, что мне не очень интересно думать на тему - как сделать каталог услуг в конкретной ситуации для конкретных условий. Садись и делай - в любом случае получится более или менее удачно, следующий всяко уже удачнее будет, чем предыдущий. Более интересно понять, кто вообще может быть заинтересован в каталоге?

Давайте попробуем собрать все роли и варианты использования в список:

1. Кто: заказчик. Как: заказывает существующие услуги по классификатору с выбором параметров услуги: объем, качество, место.
2. Кто: заказчик. Как: формирует бюджет, в разрезе внутренних потребителей и классификатора.
3. Кто: подрядчик. Как: определяет, что заказано, а что нет конкретному пользователю вот этого заказчика в ходе поддержки услуг.  
4. Кто: подрядчик. Как: классифицирует свою деятельность ИТ в ходе поддержки.
5. Кто: подрядчик. Как: определяет себестоимость услуг в разрезе классификатора.
6. Кто: пользователь. Как: никак, пользователю каталог услуг только мешает 8)

Какие из ключевых ролей и действий забыл?

Начало разговоров о каталогах.

Полезные ссылки:
Практический пример создания каталога услуг ИТ "своими руками" от itil-ist
Анатолий Левенчук о каталогизации вообще (кому интересно - ищите дальнейшие ссылки по ключевым словам в его ЖЖ)

12 комментариев:

Unknown комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Unknown комментирует...

Думается мне, Александр, что в Вашем тексте есть явное противоречие, сначала Вы пишите:

«Конкретизирует деятельность? Да. Отвечает на вопрос что мы делаем? Да. Позволяет привнести порядка в процесс заказа услуг ИТ? Да. Формулирует подходы к организации деятельности? Тоже возможно. В общем, благолепие и красота со всех сторон.»

а потом выводите мысль, что каталог услуг это вовсе не «серебряная пуля».

На мой взгляд, ответ на вопрос «что мы делаем» для айтишника посложнее вопроса о смысле жизни, и сколько бы ни внедрялось процессы управления инцидентами, проблемами и т.п. весь этот «ITSM» не даст никакого заметного без микроскопа результата пока айтишники не поймут совершенно четко что они делают, а такое понимание обычно достигается именно при разработке каталога услуг.

Unknown комментирует...

0. Кто: спонсор. Как: опосредованно - считает, что каталог улучшит финансовые показатели компании.

Alexander Zhilinsky комментирует...

Леонид, я сходу приведу один из примеров решения задачи "что мы делаем", не пользуясь сформулированным в ITIL каталогом услуг.

Хорошо детализированные и прописанные внутренние стандарты АРМ (автоматизированное рабочее место) всегда отвечали на этот вопрос. Какие софты? Какое железо? Какие АРМ для каких профилей пользователей? (то, что в itilv3 обозвали pba, up) Это поддерживаем точно.

Вот и ответ, и безо всяких каталогов _услуг_.

Alexander Zhilinsky комментирует...

Анатолий, Спонсор отличное дополнение. Единственное, я бы переформулировал его "делание". Как: инвестирует в разработку каталога, надеясь прямо или косвенно увеличить прибыль компании.

Unknown комментирует...

Согласен.

Unknown комментирует...

"...Хорошо детализированные и прописанные внутренние стандарты АРМ (автоматизированное рабочее место) всегда отвечали на этот вопрос. Какие софты? Какое железо? Какие АРМ для каких профилей пользователей?..."

На эти вопросы нельзя ответить без понимания потребностей заказчика, а понимание и удовлетворение потребностей заказчика это уже услуги. И, вуаля, Ваш внутренний стандарт превращается, по сути, в каталог услуг, а как он официально называется уже дело десятое. В моей теперешней конторе SLA называются регламентами взаимодействия, но суть их от этого не меняется.

Alexander Zhilinsky комментирует...

Очень спорно, Леонид 8)

АРМы существовали тогда, когда еще ни о каком заказчике, потребностях, и тем более удовлетворении речи не было - "в СССР сервиса нет". Просто хорошая детализация деятельности ИТ и ответ на вопрос "что делаем" вот для этого типа пользователей.

Кстати, я в принципе вообще услугу привык в каждом проекте определять отдельно, и не концентрируюсь на этом глобальном для современности вопросе.

PaSol комментирует...

КАК для всяких КТО сильно зависит от того ЧТО в каталоге будет.
Если каталог "классификатор" в котором перечислены лишь названия услуг - одно. Если там есть какие-то более пространные описания, чтоже за этим названием кроется - другое.
Например для Пользователя, почему же "НИКАК"? Если в каталоге описано содержание услуг, то пользователю это поможет сформровать ожидание того, что он получит, а чего нет, если он подписан на услугу.

Alexander Zhilinsky комментирует...

Павел, путаешь причину и следствие. Как раз ЧТО будет в каталоге зависит от заинтересованных лиц и их вариантов использования.

ps. А я все думал, кто же среагирует на мини-провокацию о пользователях и каталоге ;)

Arseniy комментирует...

а есть ещё сверхсокральность - OLA. об этом даже ITIL, почти не пишет.

Alexander Zhilinsky комментирует...

А я, кстати, очень часто объединяю ola-uc-sla. Ведь по формату это один документ, точнее приложение. Суть от сторон соглашения здесь не очень меняется - уровень услуги в цифрах есть уровень услуги в цифрах, какие бы стороны не заключали это соглашение.

 
скрипт счетчика посещений
статистика сайта