Без формата, товарищи, никуда. Все в мире имеет формат. Выступление HP о Lean-технологиях имеет жесткий формат. Текст моих личных отзывов тоже четко заформатирован: не могу материться. А иногда очень хочется, правда.
Искомый доклад HP вел Илья Хает. Для тех, кто не в курсе – Хает один из лучших презентаторов, по крайней мере в области ITSM точно. С ходу Илья продемонстрировал стандартный набор фирменных приемов: и аудиторию аккуратно держал, и обратную связь от аудитории зацепил в самом начале выступления, снискал множество дополнительных вопросов. Видимо поэтому Илью и попросили здесь выступить. Для тех, кто не понял – это я хвалю талант докладчика. Больше-то хвалить нечего, дальше только ругань.
Читать далее..
Я, как лицо сильно заинтересованное, специально торопился на первое в России публичное выступление "опыт Lean в IT-проектах". А вместо опыта Lean получил дулю. И без масла. Весь 20-минутный доклад можно свести к нескольким тезисам:
1) Менеджеры процессов не успевают заниматься собственно повышением качества процессов.
Потому что условно высшие чины занимаются типа руководством – непосредственно рулением, политикой, раздачей тумаков и вычислением премий за достигнутые kpi. Чем занимаются низшие чины, Илья не сообщил, но видимо – разрешением инцидентов. Это, конечно, непорядок. Рекомендованные роли от HP и партнеров при внедрении не исполняются, менеджеры таки не хотят заниматься качеством - и что с этим делать HP не знает. Разве что в крупных компаниях нанять технологов, пусть они качеством занимаются. А в средних непонятно. Да в общем-то, трава не расти с этими менеджерами и качеством.
2) Все улучшение качества процессов достигается за счет №1 - коренных, инновационных изменений (типа внедрили новый процесс – улучшились старые) и №2 – рутинных постоянных небольших улучшений.
Илья горько прокомментировал, что фазенда №1 еще работает, но скоро закончится. Почему? Да просто в некоторых компаниях HP сопартнеры уже залепила по 10 процессов управления. А тем, где не залепила – скоро залепит. Главное, чтобы технологов хватило (смотри предыдущий пункт). Но что-то нужно делать, потому что разработчики ITILv3 не успевают придумывать новые процессы, и этот источник качества скоро иссякнет. До социализма всеобщего качества далеко, а внедрять что-то необходимо. Поэтому! Внимание! Приступаем к эксплуатации источника №2! Технология уже опробована и работает в HP.
3) Пунктом №2 можно заставить заниматься почти всех в организации!! Практически ВСЕХ ПОГОЛОВНО! Это и есть основной секрет Lean!!
Тут я насторожился и начал прозревать.
4) Компания HP обладает внутренней секретной технологией "зеленого пояса": как заставить заниматься улучшениями №2 в организации. И когда рынок созреет, компания HP энд партнеры уже будут во всеоружии – можно внедрять новый могучий процесс.
Дальше Илья долго и феерически рассказывал о технологии "зеленых поясов". Кое что удалось запомнить. Сначала нужно дождаться от сотрудника энтузиазма – он сам должен пожелать улучшать процессы. Сам руку поднял – все, готов огурчик к импрувменту. Как заставить его поднять руку, Илья детально не сообщил. Но видимо, средства есть. Затем ему вкатывают четырехчасовой (4) зомбирующий семинар, где за два (2) часа участнику полностью промывают мозг и он готов к улучшению процессов. Потом еще два (2) часа участника учат улучшать процессы. После чего он идет улучшать процессы. Результат шесть (6) раз измерят, подождут полгода и еще измерят. Затем особо проявившим себя на ниве улучшений раздают эти самые "зеленые пояса" вселенского счастья. Некоторым отдельным личностям раздают просто деньги, но это не инновационно. Понизив голос, Илья добавил, что за год компании HP на "зеленых поясах" удалось сэкономить 20 миллионов зеленых рублей.
Честно скажу, я обалдел настолько, что еле-еле смог вопросить – а почему измерять-то нужно именно 6 раз? Такие суровые порядки сложились в компании HP, услышал я.
Дальнейший уровень дискуссии соответствовал заявлению в пункте №3. Обсуждали – что дает этот процесс компании HP, как выглядит секретный зеленый пояс (тут Илья был вынужден признаться, что лично у него такого пояса нет), как все-таки заставить первоначально поднять руку и все такое прочее.
Товарищи. Граждане. Сказать, что суть Lean – это стимуляция внутренних улучшений от всех участников процесса... Ну, это примерно тоже самое, как сказать: основная цель постройки подводного атомного крейсера – создание неплохой бортовой кухни для матросов. Т.е. включает в себя, но не цель, и уж тем более не основная.
Для тех, кто не в курсе – LEAN это технологии построения оптимальных "вытягивающих" потоков ценности для потребителя. Это если я упрощенно склеил несколько принципов в одной фразе. Для интересующихся: начинать читать лучше всего с "Бережливое производство" за авторством Вумека и Джонса. Рассказал нам HP про потоки создания ценности? Нет. Про определение ценности для потребителя? Нет. О принципе вытягивания? Нет. Хотя бы о видах "потерь"? Тоже нет. О чем рассказал? Так о зеленых поясах же!
Господа, о том, что улучшением процесса могут заниматься все его участники было известно настолько давно.. Да и не в Lean это придумано.
Извиняет докладчика одно. В одном из дополнительных вопросов он проговорился: с темой Lean прямо его ничего не связывает, просто "коллеги попросили выступить". Дав перед этим почитать строго секретные Lean-материалы, разумеется. Я, конечно, очень рад за сотрудников HP, умеющих писать и читать – однако на выступлении предпочел бы послушать практика с опытом проектов Lean IT. Кстати, я сильно сомневаюсь, что HP Россия такие проекты делает. Иначе бы не стало бросать на амбразуры своего лучшего презентатора, совершенно не разбирающегося в теме.
А вот тому, кто мне ответит на вопрос – откуда взялась цифра 6 (шесть) измерений, я готов выдать приз. Призом будет секретный "зеленый пояс", разумеется.
11 комментариев:
Предположу, что 6 измерений, это косвенное влияние другой парадигмы - "Six Sigma" в прикладном применении к Lean и Зеленым поясам :)
Пока не угадал! Но рядом, рядом.
Да, улучшать процессы ИТ становится все сложнее. Да имеются соотвествующие технологии. В их число входи LEAN. Технология вовсе не секретная :)
Кто как не исполнитель лучше всех знает узкие места своего участка... Вот его и нужно простимулировать поучаствовать в улучшении процессов. Чтобы он поучаствовал качественно его нужно ...обучить. и потом контролировать в ходе его работы по улучшению своих же процессов :) Ну и далее по списку...
Вещи, казалось бы понятные, но их пока мало кто делает. Поэтому доклад и строился не как обучающий, а как "поднимающий тему" и "заставляющий задуматься".
Уверен, что на изложение даже основ темы требуется бОльшего времени.
Проекты в России уже есть, и есть что рассказать... Но лучше, если о всех нюансах проектов расскажут Заказчики (например, Сбербанк).
А про 6 измерений могу ответить :) НРшная технология это объединение Lean, 6 сигм и еще пары менее известных... Цифра 6, как минимально необходимое количесство измерений для определения трендов ...выбрана... отцами основатилями этих самых "зеленых поясов" ;) Надеюсь, выбрана удачно, поскольку все это прижилось и дает эффект :)
Рядом, все рядом.
Кстати, зеленый пояс пока не нашел своего обладателя, т.к. точно угадавшим моим коллегам приз вручен не будет - они знали ответ заранее!
Позвольте добавить свои шесть копеек...
сначала про доклад Ильи: поддерживаю сразу и Александра, и Илью. То есть докладчик Илья отличный - аж завидки иногда берут. Про LEAN знает мало и поверхностно, о чем честно сообщил. НО! При этом ценность того, что он рассказал - существенно выше, чем того, что рассказали выступавшие до него (выступавшие после - тоже не сахар, но они не про lean говорили, и потому не буду о них). Хотя ценность эта имеет, согласен, довольно косвенное отношение к бережливому производству. И о ней - чуть ниже. Пока - про мероприятие в целом.
Я это все понял так:
1. Программные миры HP - это мероприятие компании HP. Независимый круглый стол ITSMF независим довольно условно. Поэтому надо рассматривать его в первую очередь как выступление HP перед специфической аудиторией. С некоторыми бонусами для этой аудитории, например, возможностью пообщаться друг-с-другом. За что спасибо, конечно.
2. ITSMF уже полгода анонсирует мероприятие по теме LEAN. Похоже, Василий Аксенов, инициировавший (если я верно информирован) эту затею, занят, видимо, пока что более важными вещами, а время-то идет, и баннер-то висит...
Идея совместить торжества и аресты напрашивается сама собой.
В результате перед нами выступили три уважаемых представителя компании HP, говорившие слова, среди коих неоднократно упоминалось заветное LEAN.
Александр Жилинский не был на первом выступлении и только потому так трудно воспринял рассказ Ильи.
Помня призыв соблюдать формат я ничего про это первое выступление здесь писать не буду.
Второе (иноземное) было типичным неплохим выступлением иностранного гостя, продающего свои идеи и продукты - профессионально, привычно, не очень ново и не совсем про IT Finanacial Management (заявленная тема).
Ну а потом был Илья, походя спасший сразу обоих своих коллег, барахтавшихся в простом, в общем-то, вопросе из зала, и тем самым блестяще начавший свое собственное выступление.
И, наконец, про это самое выступление и его ценность. Насколько я его понял, Илья воспользовался возможностью, чтобы донести до представителей ITSM сообщества простую мысль: чтобы процессы эффективно работали, все их участники должны быть включены в деятельность по совершенствованию. Каждый - на своем уровне, на своем месте. Невозможно сделать систему управления ИТ-услугами живой и развивающейся ни силами десятка менеджеров, ни силами двух-трех технологов. Совершенствование должно быть частью ежедневной работы. У вас уже так? - Ваши процессы имею больше шансов быть полезными. Для вас это новость? - Придется научиться.
Вот, в общем, и все.
LEAN действительно ни при чем. почти. Но это и не важно (для Ильи, насколько я понимаю его цели на этом выступлении). Те же слова он скажет нам в следующий раз, на круглом столе "О чем книжка CSI и как ее внедрять", если такой стол вдруг состоится. И не только он. И не раз.
Но - с тем же микроскопическим эффектом.
Тут я с ним, к сожалению, согласен: большинство продолжает экстенсивно забивать свои гвозди все новыми и новыми микроскопами, мало заботясь и о качестве работы, и о рациональности такого применения точных приборов. И хотя для многих из нас, как и для HP, это пока означает относительно стабильный спрос на продаваемые микроскопы, в глубине души нам хотелось бы продавать более интересные вещи более подготовленной аудитории.
Вот Илья ее и готовит...
Не соглашусь с последним комментарием
То, что рынок еще очень незрел, что менеджеры и консультанты и исполнители во многом незрелы и не понимают зачасутю азов не значит, что нужно создавать мега-форумы по Lean, Six Sigma, процессам выского уровня и прочему, а потом на них учить азам. Люди идут на эти семинары в ожидании услышать что-то по теме, а не азы. Об этом и пишет Александр, и как бы ни был хорош докладчик(докладчики), если вместо Lean были рассказаны азы (а с этим похоже все, кроме Ильи согласны), то это, что называется "мимо кассы".
Что касается того, что продаем и что хотим продавать, то может быть, наконец перестать "вариться в собственном соку" и устраивать семинары на темы, которые волнуют пару десятков специалистов, а устраивать более широкие обсуждения именно тех тем, которые, вроде для нас "позавчерашний день", но которые еще незнакомы Заказчикам. Вот там об азах и говорить? :)
согласен с предыдущим комментарием - во всем, кроме первой строчки :)
доклады на конференциях должны соответствовать заявленным темам.
должны быть конференции и доклады для специалистов и энтузиастов и должны быть - для неподготовленной массовой аудитории.
прошедший круглый стол - скорее из первой группы; сделанный доклад - из второй.
Роман (это вроде бы вы?), я могу кратко сформулировать это так. Если бы я сейчас был на стороне Заказчика и пришел на itSMF прослушать о LEAN (заявленнная тематика) - больше бы я на itSMF не пошел в принципе. Потому что я свой опыт в Lean расцениваю как нулевой (прочтено несколько книги и много статей), но я готовлюсь это применить в проектах. И мне интересно услышать об опыте проектов от профессионалов. А то, что я услышал - вообще не о практике Lean (а ведь было анонсировано).
Надоели уже семинары с общими словами. Аналогично надоели статьи с общими словами. Практической ценности - ноль!
Может быть, это прозвучит как шутка, но я думаю, что широкой аудитории (а именно таковая и была на этом мероприятии) было бы полезно, даже если бы Илья там читал книжку ITIL v3 Service Operation с комментариями. Очень много нового для себя открыла бы аудитория. Это в тему ортодоксального ITSM-а, чему был посвящён доклад Ильи в первый день мероприятия.
Проблема в том, что 80% аудитории не пойдут на Хаета, рассказывающего про Service Operation (они, дескать всё и так знают!). По моему глубокому убеждению, о чём рассказывать в контексте данной тематики - определяет докладчик. Вот Илья и определил. На мой взгляд, совершенно верно. Подобной широкой аудитории надо рассказывать о вещах, которые всем понятны. А не о разнице между Lean, Six Sigma и TQM...
В качестве поддержания шутки :)
Хает знает много нового про ITSM, но клиенты не пойдут его слушать просто так, пойдут только, если это называть Lean, а уже там можно рассказать тайные знания (в общем то - банальности).
То есть, фактически, не давать клиенту то, что ему надо (он хочет), а давать то, что считает нужным докладчик :)
Я не особый знаток Lean (коллеги, поправьте, если я неправ), но вышесказанное, прямо противоречит Lean в принципе :)
Кстати, Антон, я лично с НАИБОЛЬШИМ интересом слушаю доклады Ильи именно по теме v2 SS, (т.е. v3 SO), именно потому что он может рассказать детали.
Может я конечно странный слушатель, но мне на таких конференциях никогда не были интересны азы. Азы сейчас можно легко найти, благо интернет сейчас в каждом доме. Мне интересны тонкости и нюансы, желательно из практики. И, если смотреть с точки зрения текущей аудитории - возможно, интересно не всем.
Но если смотреть с точки зрения аудитории потенциальной - насколько увеличилось бы количество участников? Вот, например, поинтересуйтесь - почему Георгий на itSMF не ходит? 8)
Отправить комментарий